Соединенные Штаты и Европа стоят перед одной из сложнейших проблем, которая не только требует своего скорейшего решения, но и гарантированно окажет определяющее влияние на все дальнейшее развитие так называемой «цивилизации». И хотя периодически те или иные правители западных стран стремятся задвинуть эту проблему на самый дальний план, менее острой и все более неразрешимой она от этого не становится. А накапливающийся «протестный потенциал», касающийся именно ее разрешения, постепенно…
Соединенные Штаты и Европа стоят перед одной из сложнейших проблем, которая не только требует своего скорейшего решения, но и гарантированно окажет определяющее влияние на все дальнейшее развитие так называемой «цивилизации». И хотя периодически те или иные правители западных стран стремятся задвинуть эту проблему на самый дальний план, менее острой и все более неразрешимой она от этого не становится. А накапливающийся «протестный потенциал», касающийся именно ее разрешения, постепенно приближается к критической отметке.
Речь идет о десятках миллионов людей, которые по воле не просто судьбы, а в результате сформированного западной культурой социального строя оказались своего рода «в гостях» у сильных и богатых, но так и не обрели на новом месте ни человеческой радости, ни жизненного комфорта. Называют их по-разному: гастарбайтерами, временными рабочими, «мокрыми спинами» и всякими другими заморскими прозвищами, которые дают однозначно понять: люди они не выше второго-третьего сорта, а посему и отношения они к себе заслуживают соответствующее.
Совсем недавно канцлер Германии Ангела Меркель признала то, что давным-давно не только всем известно, но и то, что полит-корректные правители других западных стран стыдятся произносить вслух (чтобы ни в коем случае не нарушить псевдогармоничное существование людей совершеннно различных культур, вероисповедания и уровня образования в одном, по западным философским меркам скроенном государстве).
Фактически признав, что так называемый «мультикультуризм» в Германии полностью провалился (то есть те, кто «приехал в гости», будут и дальше жить по своим культурно-религиозным законам, а немцам в силу снижающегося демографического прироста в достаточно скором времени придется уже самим подстраиваться под «пришлых трудовых мигрантов»), госпожа Меркель привлекла внимание к проблеме, которая уже стала определяющей для формирования всей дальнейшей социальной политики не только ФРГ, но и всей Европы.
А в Соединенных Штатах постоянно находящимся в борьбе друг с другом демократам и республиканцам по-прежнему недосуг принять новый закон об иммигрантах, который не просто должен «что-то сделать» с почти 20 миллионами бездокументных рабочих и батраков из стран Центральной и Южной Америки, но и определить, каким все же путем дальше будут развиваться США и за счет кого обеспечивать рост своей экономики и осуществлять глобальные международные планы.
Ах, вы в гости к нам?!
Напомню, что еще в середине 60-х годов прошлого столетия Германия для решения проблемы нехватки рабочей силы пригласила из Турции, Югославии, Италии, Греции и стран Севера Африки несколько десятков тысяч якобы «временных труженник
3b3f
ов». Назвали их «гостевыми рабочими», и планировалось, что поработав на славу немецкого «экономического чуда», они , заработав дойчемарок, вернутся счастливые и довольные к себе на родину.
Но не тут-то было. За первой волной «гостевых рабочих» пошли одна за другой волны их ближайшей и дальней родни, потом в Германии стали появляться их дети, они пошли учиться в немецкие школы, а затем сами становились «новой рабочей силой», от которой уже нельзя было ни насильно избавиться, ни от нее отмахнуться. Кончилось дело тем, что на сегодня в Германии официально проживает примерно 20 % граждан иностранного происхождения, из которых более 4 миллионов мусульман.
Все бы ничего, но люди эти в своем большинстве отнюдь не собираются становиться законопослушными бюргерами и соблюдать немецкие законы. Они считают, что теперь это — их страна, и те, кто здесь раньше жил, должны принимать сами во внимание и их совсем иную религию, и манеры поведения, и ничем не похожий на немецкий уклад жизни.
То же самое можно сегодня встретить во Франции, Бельгии, Голландии, Великобритании, Италии. Недавно я побывал в итальянском городке Удине, находящемся на севере страны. Так вот на центральной площади этого древнего уютного римского городка я не увидел ни одного итальянца — кругом были исключительно выходцы из стран Африки и Ближнего Востока, повсюду слышна была только арабская и французская речь, а возле городского собора XII века постройки женщины, закутанные в чадру и одетые в цветастые шаровары, катали по брустчатке коляски со своими милыми детишками, родившимися уже в Италии.
В Соединенных Штатах вдоль мексиканской границы во всех начальных и даже средних школах ученики — сплошь дети выходцев из центральноамериканских стран и Мексики. Язык общения между учителями и учениками — исключительно испанский, а не английский. А в магазинах многих городов Калифорнии, Техаса, Флориды давно уже ничего нельзя купить, если посетитель не в состоянии объясниться на языке Гойи и Сервантеса.
И если в США создание целых кварталов в городах, где проживают национальные меньшинства (те же советские евреи в нью-йоркском районе Бруклин, китайцы и японцы в Сан- Франциско и Сиэтле, вьетнамцы в Лос-Анджелесе, или поляки в Чикаго), пока не приводит к росту социальной напряженности по национальным причинам, то в Европе ситуация обостряется с каждым днем.
В той же Франции, Испании, Италии обыденным явлением стали бунты местной «временно-приезжей» молодежи, которая родилась в этих странах, не имеет особых перспектив на будущее и открыто высказывает свое недовольство политикой тех, кто эксплуатирует и труд их родителей, но отнюдь не собирается полностью пересматривать государственную политику по отношению к «новым европейцам».
Выгнать их всех взашей или оставить «с условием»?
Полемика о том, что же делать со всеми этими миллионами «гостевых рабочих», а также незаконно проникающими в неменьших количествах «пришлых людей» в ведущих западных странах, ведется давно, и по большей части обостряется традиционно накануне выборов — особенно президентских.
Вариантов, как правило, предлагается два — либо всех их «признать законными», легализовать по различным схемам (с предоставлением сначала временного права на пребывание и работу, а затем и на полноправное гражданство), либо возводить новые защитные барьеры (драконовские условия для выдачи виз, бетонные стены-заборы, скоростные катера береговой охраны и тому подобное), а тех, кто уже «на Запад» успел просочиться, вышвыривать без разбору.
Почти всегда — что показательно — и первый, и второй варианты, применяемые и в США, и в Европе, не приносят не только никакого успеха самим «иммиграционным мыслителям» из западных правительств, но, и как правило, еще больше усугубляют кризисные явления. Легализовать «пришлых» уже пробовала — и не раз — Испания, потом Италия, частично Америка и Канада. Но вот беда — поток желающих перелезть через бетонные заграждения или переплыть Средиземное море меньше от этой «социальной западной щедрости» не становился.
Ни к чему толковому не приводила и политика отлова и выдворения «гостевых рабочих», которые в поисках этой самой работы готовы что в Европе, что в Америке терпеть любые лишения, жить зачастую в невыносимых условиях — но все же попытаться хоть на время «прислониться» к западной «счастливой жизни» и обеспечить ее блага если уж не себе, то как минимум своим детям и внукам.
Соответственно, менялось за последнее время и отношение собственно граждан Европы и Соединенных Штатов к «пришлым людям». В зависимости от состояния экономики этих стран к «гостевым рабочим» оно было то весьма лояльное (вплоть до призывов к депутатам, конгрессменам и премьер-министрам легализовать вновь приехавших) до требований их же немедленного выдворения (что случается почти всегда, когда своим гражданам не хватает рабочих мест, а национальная экономика находится в нелучшем положении).
В тех же Соединенных Штатах пик ожиданий принятия нового иммиграционного законодательства пришелся на выборы Б. Обамы президентом страны. Однако ему пришлось настолько плотно заниматься совсем другими проблемами (и прежде всего — буксующей экономикой), что по крайней мере в обозримой перспективе ни на какие амнистии или статус законно-пребывающих в стране временных рабочих огромной массе выходцев из латиноамериканских государств рассчитывать не приходится.
Не способствует положительному восприятию «ново-прибывших» со стороны местных граждан и их повышенная криминогенность. Большая часть этих людей, оказавшись без работы и без средств к существованию, просто вынуждена искать себе источники пропитания незаконными методами. А соответственно, в той же Германии, по сведениям местной полиции, более 80 % всех несовершеннолетних преступников — это выходцы их семей «гостевых рабочих» и тех, кто уже обитает в стране в третьем-четвертом поколении, но прибыл из той же Северной Африки, Турции или Вьетнама.
«Культурное перевоспитание» вряд ли приведет к решению проблемы нищеты и бедности тех стран, откуда «гостевые рабочие» рвутся на Запад
И в Соединенных Штатах, и в целом ряде стран Западной Европы наиболее демократично настроенные депутаты местных парламентов, а также наиболее «цивилизованно-продвинутые» члены кабинетов министров на полном серьезе думают, что всех «пришлых» вне зависимости от того, каким образом они смогли попасть в европейские страны, надо обязательно попытаться интегрировать в общественную жизнь нового для них государства.
На подобные проекты выделяются из бюджетов немалые деньги, нанимаются специальные «учителя- адоптаторы», которые втолковывают «чужакам» принятые на Западе «правила игры» и стремятся сделать из них потенциально законопослушных граждан. А между тем усилия подобные прилагаются, надо сказать, уже давно, но вот только особого толку от них нет. И, в принципе, подобное вовсе даже не удивляет.
Ведь по сути дела многие ведущие политки на Западе понимают, что наплыв абсолютно других во всех отношениях людей со своими традициями, религией и социальным восприятием окружающего мира постепенно подтачивает основы самого существования западной цивилизации. Не случайно, что периодически на выборах даже в наиболее либерально настроенных стран Европы, таких как Австрия, Швеция, Голландия, в парламент проходят кандидаты, требующие вышвырнуть из страны всех «инородцев» и спасти тем самым якобы «умирающую под натиском азиатов и африканцев белую расу».
В то же время пока полит-корректное отношение к подобной проблеме (а не ее радикальное разрешение) и в Европе, и в Америке преобладают. Не желая «дразнить гусей», и президент Соединенных Штатов, и лидеры Германии, Франции, Италии, Испании, и руководители небольших европейских государств отвергают «силовое решение» проблемы реформирования отношений с «пришлыми людьми». И искренне надеются, что те все-таки как-то постепенно интегрируются в западное общество и станут «играть в жизнь» именно по «западным», а не по «приезже-гостевым» правилам.
Но надежды такие слишком наивны. И даже снизив накал социальной напряженности на какое-то короткое время, отнюдь не решаются проблемы в принципе. Ведь вопрос о настоящем «девятом вале» наиболее активной части населения бедных стран, которые ищут и будут искать счастье (да и просто элементарную работу за кусок хлеба — без особых излишеств) в западных государствах, невозможно, по сути, решить ни путем их «цивилизованной интеграции», ни массовыми депортациями, облавами и арестами.
Ведь причина массовой миграции всей этой многомиллионной армии «гостевых рабочих и служащих» — полная безнадега в их собственных странах. Это отсутствие работы, средств к существованию, бедность и абсолютно неэффективная государственная система, которая только кучку находящихся у власти обеспечивает всеми человеческими благами. А остальным оставляет право (да и то не везде) искать себе лучшую долю по белу свету.
Но здесь уже на лицо новая нестыковка. Ведь если сделать те же страны Северной Африки, Центральной Америки или Южной Азии более состоятельными, то западные государства должны тогда полностью пересмотреть с ними свои экономические отношения. А значит покупать у них сырье и сельхозпродукцию по настоящим, а не искусственно заниженным ценам, размещать там производство, а не только качать оттуда нефть и газ и вывозить по дешевке золото с алмазами.
То есть делать так, чтобы те страны становились богаче, а Европа с Америкой в этом случае бедными бы, конечно, не стали, но и на таком уровне, как сейчас, благосостояние своим гражданам обеспечить вряд ли смогли бы.
Но дело то все в том, что подобными «глубинными проблемами» ни Соединенные Штаты, ни Европа заниматься пока не готовы. А посему им и дальше придется в рамках «политкорректной западной демократии» пытаться безрезультатно перевоспитывать перебирающихся к ним на постоянное место жительства выходцев из других не просто стран, но и культур.
А те, кто на Запад уже пробрался и даже там родился и живет, вряд ли и в дальнейшем захочет отказываться от своей «пришлой» культуры и религии и становиться классическими «западно-воспитанными», как бы о том ни мечтали европейские и американские руководители.