Гайк Котанджян: Баку использовал идею повторного референдума в Карабахе не по назначению

Что прикрыли татаро-монгольским игом?
19.11.2016
Украина и Россия в лидерах по числу трудовых мигрантов
19.11.2016

Генерал-майор Гайк Саргисович Котанджян (слева)На вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости отвечает руководитель Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Р

Генерал-майор Гайк Саргисович Котанджян (слева) Генерал-майор Гайк Саргисович Котанджян (слева)

На вопросы корреспондента ИА REGNUM Новости отвечает руководитель Института национальных стратегических исследований Министерства обороны Республики Армения, доктор политических наук (РФ), научный эксперт по контртерроризму (США), действительный член Российской Академии военных наук, член Научно-экспертного совета ОДКБ генерал-майор Гайк Котанджян .

ИА REGNUM Новости : Господин генерал, в докладе на VI Конвенте Ассоциации международных исследований в Москве, с целю выведения процесса карабахского урегулирования из тупика, вы выдвинули предложение о необходимости перезарядки Мадридских принципов. В чем суть и каково обоснование вашего предложения?

В 2005 году в портфель Минского процесса по Карабаху был привнесен новый фактор — предложение по проведению повторного референдума в Нагорном Карабахе, несмотря на легальность и легитимность референдума, проведенного там 10 декабря 1991 года в полном соответствии с действовавшим в то время законодательством СССР. Это предложение по пролонгации процесса разрешения конфликта Сопредседатели Минской группы тогда обосновали необходимостью предоставления дополнительного времени для подготовки сторон конфликта к миру. Однако мировое сообщество стало свидетелем использования предоставленного времени Азербайджаном для интенсивной подготовки не к миру, а к войне. Этот известный международному сообществу факт обосновывает оценку контрпродуктивности привнесения в портфель Минского процесса предложения по повторному референдуму. Об этом свидетельствует многократное увеличение с 2005 года азербайджанского военного бюджета для развязывания на Южном Кавказе гонки вооружений с многократным превышением с его стороны потолков, установленных договором ДОВСЕ, и увеличением в структуре вооружения удельного веса наступательного оружия.

Итак, привнесение в Карабахский процесс идеи повторного референдума вместе с демонстративной подготовкой новой войны на Кавказе позволило властям Азербайджана перенести свое толкование компромисса в наиболее опасный для процесса урегулирования формат — в плоскость угрозы возобновления войны. Данный контрпродуктивный способ подготовки азербайджанской стороны к миру отражается в ставшей привычной для международного сообщества милитаристской риторике главы Азербайджанского государства, обычно предваряемой дежурными выражениями приверженности принципам мирного разрешения конфликта в соответствии с нормами международного права.

Итак, необходимость перезарядки Мадридских принципов обосновывается использованием азербайджанской стороной предложения о повторном референдуме, являющегося одной из базовых с
1585
оставляющих Мадридского портфеля, для подготовки к новой войне — вопреки урокам военной катастрофы, произошедшей на Южном Кавказе в 2008 году.

ИА REGNUM Новости : Гайк Саргисович, как вы оцениваете возможность рассмотрения на Саммите ОБСЕ в Астане задачи возобновления действия механизмов по контролю за уровнем обычных вооружений — до достижения нового консенсуса по обновленному ДОВСЕ?

На мой взгляд, принятие в Лиссабоне новой Стратегии коллективной безопасности НАТО с возобновлением полномасштабного диалога между НАТО и Россией, а также разворачивающаяся перезарядка отношений между США и РФ являются хорошей стратегической основой для модернизации системы контроля за гонкой вооружений в Европе, в том числе в нашем регионе. Обновление системы мер по укреплению доверия и безопасности в Европе предполагает их отражение в повестке Саммита ОБСЕ в Астане. И в данном контексте обсуждение мер по эффективному контролю за обычными вооружениями в Европе, до заключения пересмотренного ДОВСЕ, с возобновлением практики использования механизмов контроля за гонкой вооружений представляется одним из стратегических приоритетов ОБСЕ.