Интернет-демократия как инструмент модернизации

Президент Армении провел кадровые перестановки в Службе нацбезопасности
19.11.2016
Юлия Латынина о деле "Евросети" и Евгении Чичваркине
19.11.2016

«Либеральный клуб «Единой России» обсудил доклад «Центра модернизационных решений» «Прямая интернет-демократия как инструмент модернизации». Это весьма серьезный материал, охватывает большинство проблем, заявленной темы. Что важно — написан хорошим русским языком, интересен и ясен в изложении. Содержит практические выводы и рекомендации.
Выскажу свои соображения по заданной теме в контексте партийной работы и выборной кампании 2011-2012 года.
Что такое…


  Интернет-демократия как инструмент модернизации

«Либеральный клуб «Единой России» обсудил доклад «Центра модернизационных решений» «Прямая интернет-демократия как инструмент модернизации». Это весьма серьезный материал, охватывает большинство проблем, заявленной темы. Что важно — написан хорошим русским языком, интересен и ясен в изложении. Содержит практические выводы и рекомендации.

Выскажу свои соображения по заданной теме в контексте партийной работы и выборной кампании 2011-2012 года.

Что такое интернет-демократия?

Сначала по самому термину — Интернет-демократия. Считаю, что при наличии принятого словосочетания «электронная демократия», множить сущности, — непродуктивно. Ибо уводит нас от сути. Тем не менее, анализируя доклад, буду отталкиваться от авторской терминологии — Интернет-демократия (далее — ИД).

Что беспокоит в самой постановке вопроса? Полагаю уравновешивание, жесткое связывание этих двух слов — демократия и интернет — не совсем корректно, поскольку размывает и подменяет суть понятия демократия.

Интернет-демократия — это и не институт, и не процедура. Это инструмент и средство. Это по сути — лишь одна из технологий — пусть и самая современная — осуществления демократии.

Технология не может и не должна подменять собою содержание. В докладе справедливо отмечено: …механизмы ИД проблематичны именно в том, что отчасти они стремятся исключить классические демократические институты.

Все партийные оценки и действия по продвижению ИД в жизнь должны отталкиваться от ценностей и приоритетов реальной, если хотите оффлайновой, демократии. Партия реальных дел должна оставаться на этой платформе, формируя свое отношение к интернет-процессам и проектам.

Интернет нельзя недооценивать, но вредно и заигрываться в него, уходя в сеть от реальной политики. Интернет надо профессионально использовать в политической работе как инструмент. Важно научиться лучше наших политических оппонентов владеть этим инструментом, поставить его возможности на службу Партии. На службу реальной демократии в России.

Какие опасности таит переоценка или недооценка интернета (ИД) как важнейшего ресурса политики? — Этому много места уделено в докладе, поэтому здесь зададимся лишь несколькими вопросами.

Добавляет интернет эффективности в процессах осуществления народовластия?

Ответ — да. В докладе приведены конкретные механизмы и предложения, позволяющие повысить эффективность волеизъявления народа, используя интернет-технологии. Это и внедрение SMS-голосования, интернет-приемные депутатов и Партии, это блоги политиков, и зоны вай-фай в государственных вузах, и учреждениях, сайты партии, электронное правительство и многое другое. Поставленное на системную основу это обеспечит электоральный результат в интернет-аудитории. Партия должн
27d2
а продвигать эти интернет-технологии в политическую жизнь.

При этом надо понимать, что излишнее заигрывание с интернетом может виртуализировать демократию. Как справедливо отмечают авторы доклада: «Происходит некое короткое замыкание «прямой демократии» (которая, как показывает пример виртуальных граждан, может быть вовсе не демократией) и «электронной демократии», причем это короткое замыкание производит ряд непредсказуемых эффектов, которые не укладываются в рамки требуемого результата»

Минуя институты, воздействуя напрямую на гражданина — пользователя сети, интернет является эффективным механизмом влияния, а в злонамеренных руках и манипулирования общественным мнением. Зачастую безответственного и циничного манипулирования, вне какого-либо правового поля. В том числе, используя возможности социальных сетей и формирующих интернет опросов.

Замятинское коммунистическое МЫ, рассыпавшееся в начале 90-х на атомизированные Я, теперь вот может перетечь в управляемое скрытыми дирижерами виртуальное интернет-МЫ.

Таким образом, вместо прямой демократии мы можем получить демократию ников (nicк, nickname — прозвище, кличка. англ.). Вместо коллективного воздействия участников демократического процесса на политику, лишь симуляцию влияния. Вместо консолидированного — через реальный диалог коллективного мнения — «выход в гудок» — звонкий, но бесполезный. Вместо доверия и солидарного действия — манипулирование виртуальными толпами интернет-МЫ.

Отдельную опасность представляет возможность манипулирования общественным мнением россиян извне, из за рубежей страны.

Мне как представителю «Либерального Клуба Единой России» крайне важно понять — добавляет ИД свободы или нет?

Мой ответ — твердое ДА. Интернет добавляет гражданину возможности участвовать в политике, действуя в соответствии со своими интересами и убеждениями. Интернет облегчает овладение актуальной политической повесткой, получая информацию «напрямую — из первых рук». Интернет позволяет находить через социальные сети единомышленников, а значит, в итоге, добавляет возможности консолидированного политического действия и влияния.

Что немаловажно — свобода слова и возможность его донесения до власти — также несомненно расширяются благодаря интернету.

Виртуальна ли работа власти в сети?

Разумеется не все так благостно. «Прирост свободы» отчасти нивелируется «приростом хаоса и безответственности». А ведь свобода это и, в том числе ответственность за слова и поступки.

И здесь важны реальные действия и сигналы, исходящие от власти. Прежде чем требовать ответственности и ожидать доверия от граждан, пользователей сети, власть должна спросить себя: а нужна ли ей открытость, готова ли она ответственно работать с интернет аудиторией? Вести дискуссию напрямую, а не через нанятых райтеров. Не симулировать присутствие, а честно работать с гражданами через сеть?

Президент и его команда побуждает, в том числе личным примером, обращать внимание чиновников на эти вопросы. И пусть со скрипом, но ситуация начинает меняться в позитивную сторону. Пусть твиты многих политиков до смешного напоминают официальные пресс-релизы и казенные справки.

Пусть пока власть на местах скорее симулирует активность в сети. Подходит к этому важнейшему инструменту демократии скорее играючи, как к «модной фишке». Или наоборот как к некой обязанности. Мол, не быть в сети, отвечать в блогах и писать твиты уже нельзя, но вовсе не обязательно делать это всерьез.

Важно? что процесс пошел. Важно, что российская власть учится профессионально работать с сетью. И наша Партия должна быть в авангарде этого процесса.

Из того чего не хватило и/или упущено в докладе.

Не освещена проблема соотношения лидерства в интернете и реальной жизни. А ведь в ней как в зеркале отражается вся проблематика. Кто и что такое сегодня лидер в сети и лидер по жизни? По каким основаниям и критериям лидер позиционируется таковым? В каком соотношении интернет-лидерство с лидерством в реальной жизни? Где в современном мире образуетсяделается политический лидер — в реальной жизни или интернете? Каковы технологии продвижения и раскрутки лидера в связи с Интернет-технологиями? Много вопросов…

Недавнее интернет-голосование в сети, устроенное издательским домом «КоммерсантЪ» — яркий пример нестыковки жизни и сети. В этом голосовании по выборам мэра победил популярный блогер. Что здесь от реальной политики? — Почти ничего. А ну как этого блогера послать разгребать московские пробки и коррупцию?… Смешно.

Лидерство в интернет-демократии и реальная политика, реальные лидеры общественного мнения и лидеры по кликам и френд-листам — что и кто сыграет главную роль в будущей политике? Проблема есть — и она должна быть предметом исследования доклада.

Итак, в завершение: Интернет нельзя ни отменить, ни запретить — как бы кому то этого не хотелось. Это процесс естественный и глобальный. Его нельзя остановить и ограничить, но умная власть может его использовать в своих целях.

Интернет меняет технологии коммуникации власти и общества, общества и индивидуума, власти и индивидуума, партии и избирателя. Действуя современно, власть может обеспечить «взаимовыгодный симбиоз между классическими демократическими институтами и электронными системами коммуникации»…

Мы — аппарат партии, депутатский корпус «Единой России» — должны уметь пользоваться интернет-инструментарием лучше наших оппонентов. Вступая в выборную кампанию 2011-2012, это важно понимать всем.

Представленный «Центром модернизационных решений» доклад — блестящий материал для изучения с целью формирования такого понимания.