Лицей Михаила Щетинина: уникальная Школа или секта?

Была ли Красная Армия "армией насильников"?
19.11.2016
Химкинский лес: прошел проплаченный митинг
19.11.2016

Лет двадцать назад эти имена гремели на весь немаленький Советский Союз: Щетинин, Амонашвили, Шаталов, Газман. Педагоги-новаторы, которых в те годы яростно поддерживала «Комсомолка». Считалось, вот когда все остальные школы станут использовать их опыт, школьники будут учиться радостно и успешно и наступит в стране образовательный рай.
С той поры сохранилась лишь школа Михаила Щетинина. Да и та осела глубоко в провинции, в Краснодарском крае. У нее по-прежнему есть горячие сторонники и…


  Лицей Михаила Щетинина: уникальная Школа или секта?

Лет двадцать назад эти имена гремели на весь немаленький Советский Союз: Щетинин, Амонашвили, Шаталов, Газман. Педагоги-новаторы, которых в те годы яростно поддерживала «Комсомолка». Считалось, вот когда все остальные школы станут использовать их опыт, школьники будут учиться радостно и успешно и наступит в стране образовательный рай.

С той поры сохранилась лишь школа Михаила Щетинина. Да и та осела глубоко в провинции, в Краснодарском крае. У нее по-прежнему есть горячие сторонники и непримиримые противники.

В конце узкой улочки в поселке Текос, что под Геленджиком, упираемся в черно-белый шлагбаум. Рядом разбросаны по распадку с десяток добротных кирпичных теремков под шиферными крышами. Стрельчатые окна, колонны, узорчатые изразцы в простенках, башенки. На одной из стен белыми камешками выложено: «Быть России вечно без ворогов».

Это и есть Лицей комплексного формирования личности, как назвал свою школу Щетинин. У шлагбаума — парта, за которой сидят двое парней лет по пятнадцать. Оба в камуфляже. Один из них что-то дописывает в тетрадке. Второму машет мой водитель, и тот открывает путь.

Еще из Москвы я созвонился со Щетининым. Он поставил условия: прилетаю в четверг вечером, меня устраивают в гостинице за пределами школы, все передвижения — только с его водителями:

— У нас так принято!

ЦЕЛОК ТЕЧЕ

— Я буду говорить с тобой не как со журналистом, а как с личностью… — Один из основателей Российской академии образования Михаил Щетинин расположился за столом в своем огромном кабинете. На улице тепло, но за спиной седовласого директора, больше похожего на былинного кудесника, потрескивает камин. Неслышно появляются две девушки лет двадцати. Одна из них — секретарь — накрывает стол к чаю. Другая — референт — протягивает Щетинину мобильник.

— Ты когда придешь? Только не позже! — говорит в трубку директор, а мне поясняет: — Хореограф должен на репетицию прийти, но он подрядился где-то машину разгружать, опаздывает.

— Михаил Петрович, сколько у вас тут детей и сколько преподавателей?

— Триста учителей. И триста учеников. Все, кто здесь есть, и преподают, и получают знания. Я не делю никого на взрослых и детей. У ребенка есть чистый образ, он стремится к совершенству. А взрослый — он уже приспособился к социальной жизни и закрыт для космоса. Ребенок — идеальный человек. Вслушайся: «Че» — это «Отче», чистота, святость, единение мужского и женского начала. «Ло» — событие, наполненное любовью, «Ве» — проникновение в круг сил, а «К» — главенство от Бога. Зачем такому «Че-Ло-Ве-К-у» взрослый? Ребенок и сам найдет правильное в своем образе, и другого кратчайшим путем выведет к пониманию.

В лицее
55ac
штатных педагогов, кроме самого директора, только двое: Ирина Крылова — завуч и Александр Осипов — завхоз, он же занимается с ребятами историей. Еще есть два хореографа, портниха и художница. И ни одного учителя-предметника.

Суть нашумевшей методики Щетинина проста: никого ничему учить не надо. Уроки — это от лукавого. «Урочить», объясняет директор, в старину означало «сглазить».

— «Сведеме процуэ целок тече», — любимая присказка Щетинина. — С древнерусского она переводится примерно так: «Все, что делается по совести, ведет к гармонии». Лицеисты «по совести» постигают предметы, тем самым стремясь к идеальному в себе и в мире. А для этого используются «погружения».

Подъем в лицее в пять утра. Пробежка в лес, где на полянке — зарядка.

…На деревянной площадке, настеленной между теремками, два десятка мальчишек в камуфляже и спортивных костюмах прыгают через шесты, которые держат двое ребят лет семнадцати.

— С кем-то воевать собираетесь? — спрашиваю.

— Никогда не знаешь, что ждет тебя через полчаса.

От прыгающих парней Ирина Крылова — бойкая брюнетка лет двадцати пяти — ведет в девчачий теремок.

— Мы тоже рукопашный бой знаем и с шашками умеем, — по пути сообщает она мне. — Три дивчины вообще в казачьей «Волчьей сотне» состоят. Это такой женский казачий спецназ. Ну а, кроме того, мы и шить можем, и кирпичную кладку делать. Наших дивчин хорошо замуж берут!

— Я бы такой жены испугался…

— А мы женихам не все показываем. Вот домик девушек. Сами себе построили!

Стены теремка нарочито неправильной формы, окна то ли двух, то ли трех этажей понатыканы вразнобой. В холле первого этажа два огромных портрета — мужской и женский — в крестьянских одеждах XVIII века.

Такие домики-общежития здесь называют ассоциациями. Вот эта — «Синегорье». В каждой есть старший, обычно лет двадцати. Кроме школьников, у Щетинина обитают еще и студенты. Часть выпускников, получив аттестат, не разъезжается по домам, а поступает на заочные отделения дружественных лицею периферийных вузов, оставаясь в Текосе. Ребята ведут предметные «лаборатории», готовят еду, работают в созданных при лицее фирмах. У Щетинина есть мебельное производство, несколько строительных бригад. Одна из них тянет газопровод по кавказским горам. Заработанные деньги идут на нужды школы.

На втором этаже — те самые знаменитые занятия-«погружения». В просторном зале за сдвинутыми по две партами расположились несколько «экипажей». Большинству учеников-учителей лет по двенадцать, хотя есть ребята и постарше, и помладше.

Постижение предмета делится на две части. Сначала ребята разбиваются на «лаборатории» (у кого к чему душа лежит) и по учебникам и книжкам с помощью студентов пытаются постичь «единый образ предмета». Когда им это удается, «лаборанты» отправляются преподавать науки своим однокашникам. Тут возраст не имеет значения. В роли наставника может оказаться одиннадцатилетний мальчик, а в роли ученицы — шестнадцатилетняя красавица.

— У нас сейчас цикл физики и математики, две недели все учат эти предметы, — поясняет Крылова. — Каждый — на своем уровне.

На доске — схема, тот самый «идеальный образ» естественных наук. Ирина хвалит ребят — очень они, на ее взгляд, точно смогли увязать физику, химию и биологию в единый образ. Вообще, как я понял, сверхзадача всех «лабораторий» — вывести идеальную формулу всего человеческого знания: чем крупнее масштаб такой схемы, тем более удачной она считается.

Над столом гомон — народ всерьез что-то обсуждает. Ни беготни, ни подколок — ничего, что бывает в обычной школе, когда на уроке учитель на минуту выходит из кабинета. Спрашиваю паренька лет двенадцати, который уверяет, что очень ему полюбилась биология:

— Из чего состоит наш организм?

— Из воды на 80%… Ну и еще из крови.

Ирина морщится:

— Хлопец растерялся.

ДИЕТА ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

На обед все собираются в просторную столовую. Когда-то здесь была заброшенная армейская казарма. Щетининцы приспособили ее под школу. На столе салаты, пирожки с капустой, щи, рыба, гречка.

— Мяса мы не едим. Когда животное убивают, оно так страдает, что все его тело пронизывается негативной энергетикой. Кто ест мясо, никогда не сможет прийти к гармонии, — объясняет Щетинин и, чуть задумавшись, добавляет: — А рыбу пока что едим, но и от нее вообще-то стоит, наверное, отказаться…

— Так у вас же дети с утра до вечера на ногах, много физических нагрузок — и такая скудная пища.

— Им хватает!

После обеда — заседания «лабораторий», тренировки по рукопашному бою, репетиции ансамбля «Колокола России», музыку и стихи для которого пишет сам Щетинин. Художники вместе с взрослой преподавательницей готовят эскизы, по которым будут расписывать печку в очередном только что отстроенном теремке. В швейной мастерской портниха объясняет дивчинам, как шить сценические костюмы. У каждого лицеиста есть роскошные наряды для исполнения русского, чеченского или ирландского танцев.

В лицей привезли грузовик угля, и парни по двое таскают топливо на носилках в бункер.

— Здравствуйте! — приветствуют нас со Щетининым.

— Здравствуйте! — ответствуем.

Прием в лицей открыт постоянно. За год сюда приезжают несколько тысяч желающих, наслышанных о необычной педагогической методике.

— Никаких испытаний я не устраиваю, но с каждым беседую, — объясняет Щетинин. — Если вижу, что школьник сможет у нас учиться, я предлагаю остаться на пару недель и решить, тут он будет или вернется домой. Мне достаточно в глаза посмотреть.

А еще я обычно спрашиваю про Третью мировую войну. Если ребенок «наш», то он подумает, что-нибудь скажет или меня спросит. Если он уже потерян, живет только по заданным Марьванной шаблонам, то упрется и скажет: не было такой. (По мнению Щетинина, она закончилась, когда американцы добились развала СССР. Сейчас же идет Четвертая мировая война за окончательное уничтожение России. — Авт.) Хлопцам и дивчинам, которые по своему сознанию уже бесполезные взрослые люди, мне дать нечего. Этим сразу отказываю.

Учатся в Текосе ребята из Ростова, Чечни, Татарстана, Владивостока, Хабаровска, Калининграда — русские, украинцы, татары, чеченцы, говорят, был даже один японец. Меня познакомили со студентом-немцем, приехавшим из Германии.

«Я из Ростова, дома в школе все было плохо, родители привезли сюда, — рассказала мне четырнадцатилетняя Лена, — а тут вдруг все начало получаться…»

— Здравствуйте! — мимо нас проходят с носилками те же парни.

— Здравствуйте! — склоняет голову директор.

— Так ведь здоровались только что?

— Ничего, лишним не будет.

КАЗАЧЬЯ ВОЛЬНИЦА

— Я — казак, — вещает Щетинин. — Мое дело — для страны Кавказ удержать. И вообще думать о России. Сейчас будет потерянное поколение — деды нынешних подростков строили Советский Союз, а отцы разваливали. В народе произошел такой слом идеалов, веры в прекрасное, что теперь очень сложно будет. А СССР был идеальным воплощением народных чаяний.

Михаил Петрович пускается в глобальные размышления о России, ее великой истории и тревожном будущем. Они построены на фактах и событиях, о которых никто, кроме текосского директора, не знает. Революция, коллективизация, индустриализация, сталинские репрессии у Щетинина превращаются в прекрасные и гармоничные события, которые абсолютно ложатся в энергетику космических сил и божественную волю. Попытки спорить бесполезны — на каждое возражение он выдает новый заворот смыслов и подтекстов.

…С 2003 года школа Щетинина живет без госфинансирования. Как поведал директор, ему предложили перейти из федерального подчинения в региональное, а он гордо отказался:

— Был бы слишком плотный контроль.

В июне того же года в пожаре сгорела большая часть строений.

— Я еле упросил: дайте нам времени до ноября, — вспоминает Щетинин. — Мы с ребятами за лето отстроились заново и начали учебный процесс. Так сохранили лицензию.

Сейчас у лицея лицензия, полученная в 2006 году. Она дает право выдавать аттестаты гособразца. Как уверяет новатор, среднее образование методом «погружения» можно постичь всего за один год. Правда, начальных классов нет, принимают к Щетинину после четвертого класса.

Уже три года лицеисты сдают Единый госэкзамен.

— Тестовая оценка знаний глубоко чужда российскому менталитету, но я согласился на ЕГЭ, чтобы ребята могли учиться в вузах, — объяснил Щетинин.

Лицей год от года богатеет. Раньше ребята спали на двухъярусных шконках, теперь у каждого — кровать и тумбочка, шкаф — один на комнату. В корпусах мраморный пол с подогревом. В каждой ассоциации стоит телевизор (его включают только для того, чтобы посмотреть новости). В актовом зале хорошая аудиотехника. Ученики обеспечены спортивной формой и рабочей одеждой. А вот компьютеры под запретом.

— Надо понимать суть, а не нажимать на кнопки, — рубит директор.

Зато у большинства ребят есть мобильники. «Позвонить домой и рассказать о делах можно, — комментирует Щетинин, — а подолгу болтать — это пустое».

Никто не мешает нажаловаться родителям на тяготы жизни и, собрав вещички, уехать восвояси. Но уходят от Щетинина по доброй воле считанные единицы.

P.S. Вернувшись в Москву, я позвонил в Российскую академию образования, чтобы выяснить, как педагогические умы относятся к детищу академика.

— Для деревни нужен универсальный преподаватель, — ответил мне завотделом экспериментальных школ РАО Таймураз Тимиров. — Подготовку таких педагогов мы будем отрабатывать на базе школы Щетинина.

А недавно принято решение: с 2011 года лицей в Текосе будет финансироваться как экспериментальная площадка РАО.

СПРАВКА «КП»

Михаил Петрович ЩЕТИНИН родился в 1944 году в Дагестане. В 1973 году заочно окончил Саратовский пединститут по специальности «музыка и пение». Играет на баяне. Был директором музыкальной школы в Кизляре.

В середине 1970-х годов в поселке Ясные Зори Белгородской области создал школу-комплекс, где основное внимание уделял гармоничному развитию личности за счет сочетания учебы, работы на земле, музыки, пения и хореографии. Потом перебрался на Украину. До 1986 года был директором школы под Кировоградом, где пытался создать школьный агропромышленный комплекс в рамках эксперимента Академии педагогических наук СССР. Результаты были признаны неудачными. Опыт работы на Украине и в Белгородской области описал в книге «Объять необъятное». Это единственная педагогическая публикация Щетинина.

В 1988 году создал школу в станице Азовская Краснодарского края. В 1994 году оставил ее и перебрался в поселок Текос.

Отличник народного просвещения России и Украины, заслуженный учитель России.

Женат, есть сын и дочка. Но, по словам Щетинина, семья с ним не живет.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Это чушь и святотатство!

Краснодарский священник отец Алексей (Касатиков), преподающий сектоведение в местном вузе, — один из ярых противников «метода Щетинина»:

— Я по первому образованию учитель физики, три года преподавал в школе, и только потом пошел в семинарию, был рукоположен. То, что делается у Щетинина, меня не устраивает и со светской точки зрения, и с церковной. Там дурят детям головы. Я, когда был у них, захожу в класс, начинаю общаться с детьми.

— Батюшка, а вы знаете, зачем в церкви купол? — спрашивают они меня.

— Нет, — отвечаю и жду, чем они меня удивлять будут.

— Ну как же! Там торсионные поля собираются!

После таких откровений я понял, что говорить мне с ними не о чем. Ранние подъемы, физподготовка, тяжелая черновая работа — и скудное питание без мяса. Разве так можно?

С религиозной точки зрения у щетининцев — явный гуруизм (то есть руководитель наделяется таким авторитетом, что заменяет собой Бога. — Авт.), закрытая организация. По моим сведениям, директор старается держать своих школьников при себе и после выпуска. Решает, кому из парней какую девушку взять в жены. Большинство браков заключается, уже когда невеста беременна. И то, что он проповедует, — явная ересь.

Но я бы очень со многим смирился и очень многому поверил, если бы кто-то из выпускников Щетинина чего-то в жизни добился. Так нет, все пропадают, как в болоте. Он говорит, что у его ребят высокие баллы по ЕГЭ, но оценки не называет. Если бы вдруг кто-то из моего прихода попросил благословения отправить ребенка туда учиться, я бы попытался отговорить.

У современных школьников есть множество проблем. Да, образование нуждается в реформе. Нынешние дети очень плохо усваивают информацию, низкий уровень интеллекта, минимальные знания о мире. Но Щетинин — не выход. Его школа только ухудшает ситуацию. Надо искать другой путь развития отечественного образования.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Две правды педагога-новатора

Эта командировка оставила двойственное ощущение. С одной стороны, принимали меня приветливо. Но все было организовано так, чтобы чужак свой нос не совал туда, куда не нужно. Что-то скрывают?

Впрочем, все, что происходит в Текосе, можно трактовать с двух сторон. С одной стороны, Михаил Щетинин — явный демагог, причудливо смешивающий язычество, оккультизм, христианство, космизм и казачьи традиции. Православные иконы в холлах и вегетарианский отказ от мяса. Подзарядка энергией от космоса и «разработка интегративного курса физики, математики и астрономии». Поди пойми, как в голове у школьников укладываются рассуждения о Четвертой мировой войне и теория Большого взрыва.

С другой — его методика «погружения», очищенная от словоблудия, неплохо работает. По большому счету, в чем главная проблема нынешнего образования? В том, что школа — система принуждения: жесткое расписание, четко определенная последовательность тем. Много есть ребят, которые с удовольствием бегут на уроки? Как сделать так, чтобы дети хватали учебники с желанием разобраться, что за науки в них описаны?

— Мы адаптировали методику Михаила Петровича под традиционную школу, — рассказывала мне директор лицея в станице Азовская Виолетта Лукьянова. Эту школу в 1988 году тоже основал Щетинин. Уроки здесь проводят методом «погружения»: неделю изучают один предмет, следующую неделю — другой, не шарахаясь каждые 45 минут от математики к ОБЖ. Но под присмотром учителей-предметников и в рамках привычного учебного распорядка дня. Результат — ребята побеждают в школьных олимпиадах.

Да, щетининцы неплохо сдали ЕГЭ по сравнению с учениками других школ края. В управлении образованием Геленджика мне дали цифры: средний балл ЕГЭ по математике в лицее Щетинина — 63,3 (по Кубани — 59), по русскому языку — 43,1 балла (41,5). Но для продвинутой образовательной методики это очень уж маловато — набранные баллы тянут на сомнительную четверочку.

С одной стороны, что плохого в том, что ребята с удовольствием живут в интернате (а по сути, лицей Щетинина и есть самый настоящий интернат), который еще и сами строят? Что занимаются зарядкой и спортом, красиво поют и изучают ремесла? Что живут крестьянским укладом, вставая с зарей и укладываясь около девяти вечера? По сравнению с другими интернатами, где нравы почти что тюремные, где воспитатели боятся своих воспитанников, — просто красота. С другой — ребячий труд явно эксплуатируют сверх меры. Почему учебный год начинается у Щетинина 1 ноября? Потому что первые осенние месяцы щетининцы подряжаются убирать урожай. Причем зачастую вкалывают по взрослым нормам.

Наверное, если бы не жесткая трудотерапия и накачка эклектичной философией Учителя, щетининский лицей мог бы быть примером почти что идеального устройства дома для детей, растущих без родителей. Где ребята, выходя в жизнь, умеют и обед приготовить, и ремонт в своем жилище сделать, и за себя постоять.

Но щетининцы, обладая набором полезных для жизненного устройства навыками, не так легко социализируются, воспринимая жизнь сквозь призму витиеватой философии гуру. Поэтому-то многие остаются под крылом Михаила Петровича и получив аттестат. Щетинин говорит, что его ребята поступают в вузы. Но по большей части это невзыскательные местные пединституты или их филиалы, которые открыты на базе того же самого лицея.

С одной стороны, Щетинин жалуется на то, что ему отказали в госфинансировании. С другой — в Интернете один из его сторонников приводит цифру: годовой бюджет общины педагога-новатора несколько лет назад составлял 19 миллионов рублей (проверить ее мы не смогли, Щетинин свою бухгалтерию не раскрывает). Сюда входят и заработки «птенцов гнезда Щетинина», и немалые пожертвования, которые приходят и от сторонников патриотически-космической философии педагога, и от бизнесменов и чиновников, которые видят в лицее прообраз школы будущего.