Тюремное ведомство ориентируется в ходе реформы на самые высокие международные стандарты, а приоритет в будущем будет отдаваться более гуманным наказаниям.Правительство утвердило концепцию развития уголовно-исполнительной системы, которая предусматривает в том числе отказ от существующих колоний. Вместо них появятся обычные тюрьмы — в европейском смысле. По словам авторов реформы, в целом бытовые условия будут в чем-то лучше, чем сейчас.- Если сейчас в колониях осужденные находятся…
Тюремное ведомство ориентируется в ходе реформы на самые высокие международные стандарты, а приоритет в будущем будет отдаваться более гуманным наказаниям.
Правительство утвердило концепцию развития уголовно-исполнительной системы, которая предусматривает в том числе отказ от существующих колоний. Вместо них появятся обычные тюрьмы — в европейском смысле. По словам авторов реформы, в целом бытовые условия будут в чем-то лучше, чем сейчас.
— Если сейчас в колониях осужденные находятся по 110 человек в одном жилом помещении, то в тюрьмах в одной камере будут содержаться по два, четыре, шесть осужденных, — сообщил директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер. — Мы не говорим, что осужденные будут 24 часа под замком. Они также будут выходить на прогулки, на работу, в спортзал, то есть камеры будут закрываться лишь в ночное время, а в остальном режим содержания останется прежним.
При этом в тюрьмах будет создано несколько режимов, самый жесткий из них предусматривается для особо опасных уголовников и осужденных к пожизненному сроку. Кроме того, планируется создать колонии-поселения двух видов: с обычным и усиленным наблюдением. Здесь будут отбывать срок осужденные за нетяжкие преступления и в целом не представляющие серьезной опасности для общества люди. Модели тюрьмы и колонии-поселения разрабатываются на основе Европейских пенитенциарных правил, принятых в 2006 году. Сейчас тюремное ведомство активно изучает европейский опыт, чтобы все лучшее, что возможно, перенести на отечественную почву.
Впрочем, реформироваться будут не только места лишения свободы, но и вся система наказаний. Предполагается, что приоритет получат более гуманные кары, а несвобода останется только для особо опасных преступников.
Как сказал Александр Реймер, сейчас в местах лишения свободы находятся более 710 тысяч осужденных. А различные наказания на воле отбывают порядка 550 тысяч человек. Но, по его словам, в дальнейшем это соотношение должно меняться в сторону альтернативных наказаний. Сидеть должно меньше людей, чем находится под контролем уголовно-исполнительных инспекций. Если есть возможность, то преступника лучше приговаривать к ограничению свободы, условному сроку, обязательным или исправительным работам, наконец, обычному штрафу.
Однако гуманный подход нужен не для всех. Убийц, маньяков, особо опасных бандитов оставлять на воле нельзя. Как сказано в концепции, за несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое. Сейчас таких за решеткой 80 процентов от общей численности осужденных. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам, почти половина отбывает наказание второй раз и более. Это тревожные цифры. Понятно, что перевоспитывать таких уже поздно. Но можно хотя бы огра
1ca3
дить от их влияния других арестантов, которые еще хотят исправить свои ошибки в жизни. Для этого уже сейчас в местах не столь отдаленных отделяются рецидивисты от впервые попавших за решетку. А в ходе большого раздела были перемещены более 153 тысяч заключенных. На сегодня разделение в целом завершено. Директор ФСИН рассказал, что, когда акция начиналась, высказывали опасения, что это вызовет поток жалоб в прокуратуру и даже бунты в колониях.
— Но практика показала, что осложнений обстановки в учреждениях нет. Это тоже факт, — говорит он.
На место воспитательных колоний должны прийти воспитательные центры. При этом основной упор будет сделан на работу воспитателей, психологов и социальных работников. Кроме того, у подростков появится возможность со временем переходить на открытый режим. А жить они будут в кубриках примерно по четыре человека. Как сообщил глава тюремного ведомства, проект концепции должны положить ему на стол до 1 декабря.
А в охране и контроле основная ставка будет делаться на технические средства. Как именно это будет делаться, хорошо видно на примере «Бутырки».
На сегодняшний день в СИЗО установлено 200 видеокамер в режимных корпусах и 40 видеокамер — в отделе охраны, то есть по периметру учреждения.
Теперь, по словам тюремщиков, в СИЗО практически нет мест, которые не просматривались бы. В том числе под наблюдением все коридоры, лестничные марши, прогулочные дворы, крыши помещений и т.д. А три купольные видеокамеры полностью просматривают всю территорию. В дальнейшем планируется еще установить видеокамеры непосредственно в камерах. В новых карцерных помещениях, которые сейчас оборудуют в «Бутырке», видеокамеры монтируются сразу. Наблюдение за территорией ведут три сотрудника на специальном пульте. Они сразу выявляют нарушения, в том числе по порядку несения службы. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций оператор сразу поднимает тревогу.
Кроме того, в «Бутырке» полным ходом идет капитальный ремонт в одном из корпусов, а также оборудуются новые карцеры, где санитарные нормы превышают даже европейские стандарты. Если в Европе положено семь квадратных метров, в «Бутырке» карцер получится размером 10 квадратов. Как уверяет администрация, помещение карцера будет оборудовано по самым современным требованиям.
Пополнить лицевой счет заключенного в «Бутырке» родственники могут прямо в помещении СИЗО — в комнате приема передач, где установлены специальные терминалы. Теперь не нужно ходить по городу в поисках банка.
А на территории отряда по хозяйственному обслуживанию установлены три таксофона. Осужденные из хозобслуги могут по карточкам звонить домой. Планируется установить связь через Интернет, чтобы осужденные могли общаться с родственниками по скайпу, устанавливать видеосвязь.