Россия заметно уступает странам Евросоюза по объему страховых взносов на душу населения. Среднестатистический россиянин платит за услуги страхования менее 1% от заработка, в то время как житель ЕС – до 10% от своих доходов. Кроме того, многие формы страхования, которые широко используют в европейских странах, у нас попросту отсутствуют. Эксперты считают, что главная причина нашего отставания – отсутствие внятной государственной политики в этом вопросе.Чтобы качественно изменить ситуацию,…
Россия заметно уступает странам Евросоюза по объему страховых взносов на душу населения. Среднестатистический россиянин платит за услуги страхования менее 1% от заработка, в то время как житель ЕС – до 10% от своих доходов. Кроме того, многие формы страхования, которые широко используют в европейских странах, у нас попросту отсутствуют. Эксперты считают, что главная причина нашего отставания – отсутствие внятной государственной политики в этом вопросе.
Чтобы качественно изменить ситуацию, необходимо пойти по единственному пути – расширению обязательных видов страхования. Об этом говорили специалисты на заседании «круглого стола» «Внедрение новых видов страхования. Плюсы и минусы», который состоялся в Агентстве Бизнес новостей.
Расширение спектра услуг страхования поможет создать в РФ действительно многоукладную экономику, утверждают эксперты. При этом система защиты граждан должна быть многоуровневой: какую-то ответственность должно взять на себя государство, какую-то инициативу должны проявить страховщики, какую-то – работодатели.
Никто не скрывает, что именно пожары, произошедшие в ряде регионов России из-за аномальной жары (в результате которых погибли люди, сгорели сотни домов и тысячи гектаров леса), заставили государство вновь обратиться к проблеме страхования. Действительно, в этом году из федерального бюджета на выплаты сельхозпроизводителям, погорельцам и на строительство новых домов взамен сгоревших было выделено 30 млрд рублей. Столь огромные незапланированные траты могут отрицательно сказаться на иных бюджетных расходах, в том числе – различных социальных выплатах. По уму же, ущерб от стихийных бедствий должен покрываться не только государством, но и системой страхования (как это и происходит во всем мире).
Уже нынешним летом Госдума РФ приняла закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии». Закон вступит в силу для коммерческих предприятий с января 2012 года, а для бюджетных – с января 2013 года.
Минтранс РФ внес в Госдуму законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков за вред пассажирам». Минздравсоцразвития обнародовал проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами». Будущий закон призван защитить пациента от возможной медицинской ошибки. Он гарантирует выплату 2 млн рублей в случае смерти человека «по причине дефекта оказания медицинской помощи» и в объеме 500 тыс. – 1,5 млн рублей – в случае получения из-за таких ошибок инвалидности.
Типично российская проблема состоит еще и в том, что у нас система страхования з
152e
ащищает в основном интересы среднего и зажиточного класса. А кто поможет социально незащищенным слоям населения? Впрочем, это давно уже стало «общим местом»: даже в кризис российское правительство поддерживало крупные компании и банки. В то время как в США и странах ЕС поддержка была оказана страховым фирмам – именно от них зависит там качество жизни общества.
Государственная система страховой защиты должна определить, какую часть ответственности должна взять на себя система страхования и какую – государство. Согласно международному опыту, принято страховать 15 – 20% рисков. Также необходимо создать уполномоченный государственный коллегиальный орган, который бы определял страховую политику и регулировал тарифы. Его функция должна быть закреплена федеральным законом, считают эксперты.
В целом в последние годы страховщики отмечают постепенный рост страховой грамотности в стране. Так, благодаря системе ОСАГО россияне успели привыкнуть к цивилизованному решению вопросов в конфликтных ситуациях на дорогах. Точно так же постепенно могут подняться и другие секторы страхования.