В 1579 году в Казани двенадцатилетней девочкой Матреной Онучиной была найдена будущая христианская реликвия — Казанская икона Божией Матери , в честь чего на месте ее обретения появилась сн
В 1579 году в Казани двенадцатилетней девочкой Матреной Онучиной была найдена будущая христианская реликвия — Казанская икона Божией Матери , в честь чего на месте ее обретения появилась сначала церковь, а потом и целый монастырь. Икона, ставшая русской национальной святыней, неоднократно спасала чудесным образом не только Казань, но и всю Россию в годы смуты и войн. Именно поэтому Казанский Богородицкий женский монастырь на протяжении почти четырех веков считался важнейшим духовным центром, а его архитектурный комплекс был наиболее величественным в Поволжье.
Сегодня монастырь все еще находится в плачевном состоянии, и несмотря на то, что в двух храмах возобновлены службы, процесс возвращения комплекса Казанской епархии тормозится, а здания сестринских корпусов и церкви Николы Тульского — храма, где в свое время хранилась чудотворная икона, продолжают разрушаться и оскверняться. Этот репортаж продолжает серию «Руины Казани», посвященную уничтожению исторического облика города и его памятников.
Возведение монастыря началось практически сразу же после обретения иконы, сопровождавшегося, по свидетельству церковных историков, чудесными явлениями и исцелениями. Сам чудотворный образ первоначально был помещен в находившийся рядом храм Николы Тульского. Строительство велось по указу Ивана IV , а монастырь получил название Богородицкого. Первой монахиней в нем стала сама Матрена Онучина (в монашестве Марфа) и ставшая впоследствии настоятельницей монастыря. Первые постройки комплекса были деревянными и лишь главный собор — каменным.
Особую славу икона и, как следствие, монастырь приобрели после событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина освободило Москву от поляков — список с иконы находился в походе и вдохновлял освободителей на героические дела. В память об этом на Красной площади в Москве был построен Казанский собор, а в Русской православной церкви было установлено празднование Казанской иконе. Позднее в честь ее был назван и Казанский собор в Санкт-Петербурге — главный памятник победы России в Отечественной войне 1812 года.
Постепенно приток паломников сделал Казанский Богородицкий монастырь известным не только в Казанской губернии. В 1764 году, согласно введенной императрицей Екатериной II классификации русских монастырей, он был причислен ко второму классу, а в 1809 году уже к высшему первому. В мае 1798 года в Казань на закладку нового каменного собора Казанской Богородицы прибыли Павел I с великими князьями Александром и Константином. Автором проекта стал архитектор И.Е. Старов, хотя первоначально строительством руководил архитектор Ф.Е. Емельянов.
Высота нового пятиглавого храма, построенного взамен обветшавшего, составила 43 метра. В соборе, являвшем великолепный образец русского классицизма, имелись приделы Успения Божией Матери и Св. блгв. князя Александра Невского . Собор имел три фронтона с шестью ионическими колоннами. Внутренний вид поражал великолепием — только на алтарный
4de9
престол пошло более чем два пуда серебра. Оклад на иконе Спаса Нерукотворного весил более одного пуда и был украшен 17 алмазами, 34 аметистами и 32 топазами. Корона, пожертвованная императрицей Екатериной II главной святыне храма — Казанской иконе Богоматери, насчитывала около 500 бриллиантов и алмазов и более 1100 жемчужин… Освящение храма состоялось 30 мая 1808 года.
Одноглавая (теплая) церковь Николы Тульского, построенная на месте прежней в 1816 году по проекту архитектора Я.М. Шелковникова, и одноглавая Крестовоздвиженская (холодная) церковь, законченная по проекту П.В. Тихомирова в 1887-м, были также возведены в стиле классицизма. Два основных корпуса — Настоятельский и Никольский (1835 год, архитекторы А.К. Шмидт и Я.М. Шелковников) составили собой полукруг, замкнувший архитектурный ансамбль в единое целое. В него вошли и более старые постройки 17 века: 55-метровая колокольня и небольшая Софийская надвратная церковь. В монастырский комплекс входили также больница и различные хозяйственные постройки. Территория была обнесена стеной с башнями.
По свидетельству современников, в 19 веке Богородицкий монастырь в Казани считался одним из красивейших в России и мог поспорить по своей выразительности и величию даже с Александро-Невской лаврой в Санкт-Петербурге. Звон 17 колоколов с главной звонницы, из которых самый большой весил почти 12 тонн, был слышен в любой точке Казани.
В 1904 году монастырь и, как считают некоторые историки, Россию постигло страшное бедствие: 29 июня из главного собора монастыря была похищена чудотворная икона Казанской Божией Матери, с которой были связаны ключевые моменты отечественной истории последних 300 лет. Похитителя вскоре нашли — им оказался Федор Чайкин, 1876 года рождения (он же — Варфоломей Стоян) уроженец Жеребцовской волости, Александровского уезда Екатеринославской губернии.
На дознании Федор Чайкин рассказал, что драгоценности и оклад он продал, а саму икону расколол и сжег в печи, что было подтверждено следственными действиями. При обыске на его квартире часть алмазов и жемчугов с иконы была найдена в выдолбленной ножке стола… Чайкин был осужден и умер в Шлиссельбургской крепости в 1916 году. Перед смертью его решил исповедовать священник, но Чайкин отказался и заявил, что он не верит «ни в Бога, ни в черта», а икону он сжег самолично, чтобы доказать, что «никакая она не святая».
Однако уничтожение чудотворной иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1913 году в подземелье главного собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен еще один храм, подземный, а монастырь продолжал жить прежней жизнью.
Начало эпохе безвременья и поругания Казанского Богородицкого монастыря положили последующие революционные события. В 1918 году монастырь был упразднен, однако в 1920-е годы там еще действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году верующих отправили в Петропавловский собор, а большая часть архитектурного ансамбля монастыря подверглась варварскому разрушению.
Советская власть и руководство провозглашенной по ленинскому декрету Татарской автономной социалистической республики постарались уничтожить память о величайшей реликвии России, сломав монастырские стены, взорвав колокольню и главный храм монастыря, превратив церкви в «подсобные помещения», а в 1960-е годы даже выстроив на монастырской территории панельные пятиэтажки. В 1942 году в бывшем монастыре разместили табачную фабрику, которая проработала до 2005 года и, возможно, работала бы и по сей день, если бы в 2004 году ныне покойный патриарх Алексий II не поставил казанским властям условие: для передачи в Казань так называемого Ватиканского списка Казанской иконы Божией матери им следует возвратить отнятый и полуразрушенный монастырь — место хранения первоначальной святыни.
Руководство Казани в лице тогдашнего мэра Камиля Исхакова согласилось, и в бывшем монастыре действительно пошли перемены: табачная фабрика была закрыта и демонтирована, а в Крестовоздвиженском храме начались восстановительные работы. Маленькая Софийская церковь была передана для богослужений Казанской епархии еще в 1994 году.
В результате 21 июля 2005 года Казань посетил Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II , который в присутствии республиканских и городских властей передал Казанской епархии один из списков Казанской иконы Божией Матери, незадолго до этого возвращенный МП РПЦ представителями Ватикана. В Казань икона была передана «в ознаменование 1000-летия города и 450-летия учреждения Казанской епархии».
Это послужило финалом проекта «Возвращение Казанской», который долго разыгрывался Казанским кремлем (одним из разработчиков был бывший советник Минтимера Шаймиева Рафаэль Хакимов ) для усиления политического влияния Татарстана — с одной стороны и для развития туристической индустрии Казани — с другой. С тех пор Ватиканский список, считающийся у католиков чудотворным, хранится в Крестовоздвиженской церкви.
С этого момента прошло пять лет, однако ситуация с возрождением обители изменилась мало, а обещания, данные Камилем Исхаковым православным, не выполняются новым городским начальством. Как сообщил ИА REGNUM Новости наместник казанского Богородицкого (теперь мужского) монастыря о. Питирим (Рыбанин), ни одно из бывших монастырских зданий до сих пор не передано епархии, поэтому вести какие-либо восстановительные работы невозможно. Нельзя заказывать проекты по реставрации, а благотворители не могут жертвовать деньги на восстановление объектов, дальнейшая судьба которых неизвестна. Что касается Министерства культуры РТ и Казанской мэрии, то они не проявляют никакого интереса к православной обители в центре города.
Документы, необходимые для возвращения монастырских объектов епархии, давно собраны, но процесс их рассмотрения не двигается. Нет решения даже по передаче Крестовоздвиженского храма, где хранится знаменитый Ватиканский список, но здание которого юридически все еще принадлежит располагавшемуся когда-то здесь педагогическому институту. Тем временем здания сестринских корпусов и останков храма Николы Тульского все больше ветшают. На них давно нет крыши, окна и двери выбиты, внутри еще со времени выезда табачной фабрики остались кучи мусора, там обитают бомжи, постоянно что-то горит и рушится. Пройдет еще несколько лет, и здания упадут сами собой, их незачем будет спасать — проще сломать.
Братия монастыря, где когда-то жило около 500 насельниц, составляет сейчас всего 10 человек. Сделать что-либо серьезное, даже обеспечить охрану такими силами невозможно. Поэтому о. Питирим рад, что в этом ему помогает фирма, привлеченная для реставрационных работ еще Камилем Исхаковым. Возможно потому, что руководство фирмы надеется — казанская мэрия все-таки заплатит ей немалые деньги за выполненные работы в Крестовоздвиженском храме.
Однако, у казанской мэрии во главе с новым градоначальником Ильсуром Метшиным свои планы. При ней уже давно действует так называемый Центр паломничества «Покрова Царицы Небесной», который организует поездки в Казань различных состоятельных лиц и организаций из-за рубежа, интересующихся судьбой Ватиканского списка. В свое время благоукрасители из паломнического центра хотели даже поставить на месте обретения иконы статую Богородицы, выполненную сообразно католическим традициям, но о. Питирим проявил чудеса дипломатии и сумел с помощью спонсоров быстро установить на этом месте православную часовню…
Дальнейшая судьба всероссийской — без преувеличения святыни и когда-то крупнейшего в Поволжье православного центра видится довольно печальной. Из беседы с о. Питиримом становится понятно, что руководство Казанской епархии придерживается известной тактики: «Татарстан — это особая республика… поэтому все в руце Божьей». Осложнять отношения с местными властями, требуя, в общем-то, совершенно законных вещей, в епархии не хотят и боятся. Возможно поэтому в Татарстане при приблизительно равных количествах «условных» православных и мусульман сейчас зарегистрировано более 1300 мусульманских приходов и всего около 200 православных. А в центре Казани (не говоря уже о республике) до сих пор стоят храмы, не возвращенные РПЦ, православные священники ведут проповеди, далекие от реальных событий, предпочитая рассказывать о библейских. И даже в беседе с журналистом «один на один» спешат сообщить о своем полном одобрении курса республиканского руководства.
Как заметил однажды патриарх Кирилл, «Церковь не должна вести проповедь в потаенном углу». Однако в случае с Казанской епархией и Татарстаном даже это невинное высказывание теряет силу. Вероятно, если Святейший когда-нибудь и соберется в Казань, то для республики придется придумать другой, более политкорректный слоган.