Журналистов на этой неделе пустили на одну из самых скандальных столичных стройплощадок Москвы. В самом центре города, на Большой Никитской, на территории усадьбы Шаховских строят новую сцену для театра «Геликон-Опера».Вернее, строили — месяц назад работы здесь были приостановлены до выяснения обстоятельств. По мнению представителей движения «Архнадзор», разрешение на строительство было получено незаконно, и усадьба должна числиться памятником архитектуры федерального значения. Что сейчас происходит…
Журналистов на этой неделе пустили на одну из самых скандальных столичных стройплощадок Москвы. В самом центре города, на Большой Никитской, на территории усадьбы Шаховских строят новую сцену для театра «Геликон-Опера».
Вернее, строили — месяц назад работы здесь были приостановлены до выяснения обстоятельств. По мнению представителей движения «Архнадзор», разрешение на строительство было получено незаконно, и усадьба должна числиться памятником архитектуры федерального значения. Что сейчас происходит за забором на Никитской, узнал корреспондент радио «Вести ФМ» Павел Гайков.
Во дворе усадьбы Шаховских (она же усадьба Глебовых-Стрешневых) — сейчас тишина. Строительный шум доносится только из главного здания, где идет реставрация. Здесь планировалось снести одно здание, разобрать часть исторических стен, накрыть двор куполом, а красное крыльцо усадьбы превратить в ложу для почетных гостей новой сцены «Геликон-Оперы». Однако вскоре после отставки Юрия Лужкова, стройку приостановили. И уже больше месяца театр ждет заключения Москомнаследия и решения нового мэра. К подобным паузам, как жалуется художественный руководитель «Геликон-Оперы» Дмитрий Бертман, театр уже привык.
«8 лет уже вся эта катавасия тянется, за это время мы могли построить столько всего, сыграть столько спектаклей и премьер. Мне кажется, что дело пахнет попыткой отбора здания. Сейчас приводятся какие-то комментарии, которые на самом деле имеют под собой некую другую силу. Я уверен, что этого не произойдет, потому что закон на нашей стороне», — говорит Бертман.
Проект реконструкции театра действительно полностью согласован, его трижды подписал директор Государственного института искусствознания, архитектурный критик Алексей Комеч. Законность стройки подтверждает и гендиректор компании-заказчика Андрей Ковалев:
«Работа началась с того, что мы получали положительные заключения на всех этапах проектирования. Это историческая застройка города, поэтому мы проходили и Методсовет, Министерство культуры, Москомнаследие», — рассказывает Ковалев.
Впрочем, в движении «Архнадзор», которое стало основным противником стройки, все равно уверены, что реконструкция незаконна. Наталья Самовер объясняет, что развязало руки московским чиновникам:
«В результате манипуляции с адресом вся усадьба Глебовых-Стрешневых была лишена охранного статуса, она просто перестала считаться памятником. А раз так, с ней можно было делать что угодно. Закон запрещает строительство на территории памятника и, тем более, снос каких-либо его частей», — говорит Самовер.
В особняке Шаховской размещался один из первых в Москве частных театров. Здесь выступали Чайковский, Дебюсси и Шаляпин. Здесь артисты МХАТа играли пьесу «Чайка «для одного-единственного зрителя — Ч
11f7
ехова, когда он из-за болезни не смог попасть на собственную премьеру. «Геликон-Опера» только сейчас предложила включить особняк в реестр памятников культуры и истории, но только его один. «Архнадзор» настаивает, что памятником должна считаться вся усадьба. И тогда о новой сцене во дворе придется забыть.